Формула любого праздника – религиозного ли, светского, древнего или же современного – сводится к двум составляющим: «Хлеба и зрелищ». Даже такое великое событие для христианского календаря, как Пасха, в стране с такими богатыми духовными традициями, как Мальта, легко вписывается в этот образец.
Схлебной составляющей мальтийской страстной недели все более-менее понятно. На протяжении Великого поста едят кварезималь – сытное и несладкое печенье с орехами, похожий по форме на фтиру «апостольский хлеб» – огромный бублик из муки мелкого помола с миндалем и кунжутом, вкуснейшие круглые «крестовые булочки» с изюмом и цукатами, а также сфинедж –пастицци с анчоусами. В наше время не обходится и без греха чревоугодия:с началом Великого поста в магазинах появляются фиголли – пряники с начинкой из миндаля, истинно пасхальная сладость Мальты... Впрочем, возможно, таким образом пекари помогают людям закаляться духовно с борьбе с искушениями?..
Что же касается зрелищной программы перед главным воскресением христианского года, то она не менее разнообразна. ут и грустная процессия «Дулури» со статуей св. Девы с книжалом в серд-
це – символом Ее Семи Скорбей, и любимое детишками шествие на Пальмовое воскресенье (гвоздь программы – живой ослик, с которым можно сфотографироваться!), и многочисленные выставки народного творчества – модели статуй, картины, инсталляции на религиозные темы и т.п. Венчает все это Великая, или Страстная, Пятница – день всехристианской скорби по умершему Иисусу.
Но это отнюдь не «время тишины» на архипелаге. В этот день происходит самое грандиозное зрелище всей предпасхальной недели – многочасовая, многолюдная, многоцветная Великопятничная про-
цессия. На Мальте и Гозо ее устраивают сразу несколько городов и деревень, поэтому любимое развлечение ценителей такого рода традиций –это ежегодное посещение процессий в
разных местах.
К подобным людям отношусь и я. За десятилетие, проведенное на Мальте, мне удалось собрать довольно внушительную коллекцию впечатлений от великопятничных шествий Мальты, где одними из самых ярких остаются воспоминания от Великой Пятницы, проведенной в Коттонере, известной также как «Три Города».
Не устаю убеждаться, что конгломерат Биргу-Витториозы, Ислы-Сенглеи и Бормлы-Коспикуа, обнесенный Линиями Коттонера, – это особый мир, «остров-на-острове». Мощные фортификации отгораживают Три Города не только от остальной Мальты, но и, кажется, от стремительно меняющейся жизни... Да, в последние годы здесь наконец-то заканчиваются проекты-долгострои, осовременивающие Коттонеру, но это скорее неплохо подобранная декоративная косметика, а не следы пластической хирургии на ее лице.
Особые традиции Трех Городов и уникальный дух, который путешественник чувствует мгновенно, а описать толком не может, живы и поныне. Собирателю впечатлений провести Великую Пятницу в Коттонере... «выгодно»: за один вечер можно посмотреть сразу три процессии! А тренированные для длительной ходьбы и обутые в удобные ботинки ноги – отличная замена отсутствующему автомобилю: все равно с парковкой вечная проблема, да и к тому же многие улицы по случаю шествий перекрыты.
Начинать «великопятничный забег» по Трем Городам я бы посоветовала с Биргу. Во-первых, от него ближе до Бормлы, а во-вторых, его процессия – единственная на Мальте, где статуи облачены в атлас и бархат (дань испанским традициям). Шествие выходит из приходской церкви св. Лаврентия и направляется в центр города – маршрут несложно вычислить по стоящей на тротуаре толпе зрителей, сплошь одетых в лиловое и черное, цвета предпасхальной недели.
У Биргу девять статуй, изображающих Страсти Христовы. Это «Вероника», «Распятие», «Богородица Семи Скорбей», «Моление о чаше», «Бичевание у столпа», «Коронование терновым венцом» («Се
человек»), «Спаситель», «Смерть Христа» и «Ковчег Завета». Из них несколько относятся к XVIII веку и сработаны в Испании. Шествие со статуями, как и везде, «разбавляют» живые участники, одетые в костюмы ветхозаветных персонажей.
Вместе со взрослыми важно (или застенчиво, зависит от характера) выступают дети, изображая иудейских мальчиков и девочек, демонстируя символы Страстей (молоток, гвозди, игральные кости и др.) на подушках или подносах, неся плакаты с цитатами из Священного Писания, объясняющими ту или иную фигуру или статую. Молодые скауты в изумрудно-зеленых беретах маршируют вместе со
всеми.
По сравнению с процессиями Зеббуджа, Орми, Мосты и Зейтуна эта кажется весьма скромной, а ведь были времена, когда в Биргу их было целых четыре! Тем не менее, отчетливо чувствуется, что к ста
ринным традициями здесь относятся трепетно, не превращая их в китч, чем грешат многие здешние религиозные «перформансы» последних лет.
Взгрустнулось и одновременно потеплело на душе от фигур, затянутых в дорогие, но безнадежно устаревшие одежды? Самое время выходить из Биргуна шоссе вдоль набережной, по направ-
лению к Бормле – именно там тянется вторая процессия. Людей в костюмах ветхозаветных персонажей здесь больше, а особенно римских солдат – великопятничного персонажа номер один на Мальте. И дело здесь не в том, что мальтийцы любят изображать «плохишей», а в красоте их доспехов. Тут вам и плащи, и барсовы шкуры, латы с инкрустациями из «драгоценных» камней, плюмажи из перьев, флейты и барабаны...Думается, что каждому мужчине хоть раз в году хочется почувствовать себя настоящим воином.
Особое впечатление на процессии в Бормле производят кающиеся грешники в черных колпаках, идущие босиком по холодному асфальту со свечами или крестами. Возможно, это реминисценция ста-
ринной «Черной процессии», популярной во времена рыцарей-иоаннитов? Такого рода участники не уникальное явление, вот только чаще всего одеяния на них белого цвета.
А теперь ноги в руки и бегом в Ислу! По счастью, теперь между ней и Бормлой проложен мост. Просто переходим на другую сторону у бывших доков и по боковым улочкам добираемся до центральной артерии Сенглеи.
Скорее всего, к этому времени уже начнет смеркаться, а то и стемнеет. Статуи осветятся десятками ламп и свечей, и шествие приобретет еще более торжественный и скорбный вид. В коллекции великопятничных статуй Ислы есть одна особая – это чудотворный «Спаситель». Это изображение Христа, упавшего под непосильной тяжестью креста, широко почитается на Мальте и Гозо. Когда на
Мальте бушевала эпидемия 1813 года, клирики сенглейской базилики дали обет проводить три благодарственных процессии в год, если божья кара минет их родной город. Так случилось, что небесная канцелярия внемла их мольбам, и обе стороны «договора» в итоге выполнили свои обещания. Теперь в Сенглею несколько раз в год стекаются сотни почитателей этого образа.
...С наступлением темноты толпа зрителей рассеивается. Они замерзли, проголодались, устали, соскучились, в конце концов. Но все же задержитесь чуть подольше на стремительно пустеющих улицах Ислы, подойдите поближе к носильщикам. Если вы хоть немного понимаете мальтийский, то вы поймете, о чем они вполголоса переговариваются, пока отдыхают, поставив носилки на опоры. Говорят они отнюдь не о смерти и победе над нею через три дня, не о намерениях навестить совершить духовный подвиг и даже не о ноющих от усталости мышцах. Скорее всего, эти молодые и не очень ребята в белых балахонах, подпоясанных вервием с кистями, будут обсуждать, с каким счетом сыграла на последнем матче их футбольная команда, как довольны они недавно купленными гаджетами и, наконец, какой ужин их ожидает. Давно подмечено, что на Мальте божественное удивительным образом сочетается с мирским, причем это никого не удивляет! Наверное, именно поэтому многовековые традиции, которые не способны внести ясность в столь стремительно усложняющуюся жизнь и ответить на животрепещущие вопросы современности, почитаются и поныне, передаваясь из поколения в поколение.
Текст и фото Светлана Велла, "Моя Мальта", апрель 2015 г.