Максим Волох: “Мальта - волшебный остров добрых пиратов” ("Моя Мальта" № 66 - Осень 2016)

Автор Татьяна Сазонова

“Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного как дрогнул другой." Чувство, которое испытывает герой чеховского рассказа “Студент", я пережила на мальтийском фестивале короткометражных фильмов KinemastikInternationalShortFilmFestival, посмотрев картину молодого российского режиссера Бориса Волоха “TriumphofSpinelessness" (“Триумф безволия"). В названии видна параллель с работой гениальной Лени Рифеншталь “Триумф воли" (1935). Черно-белая стилистика позволяет хроникальным и игровым кадрам органично существовать в структуре фильма. Мрачная притча о Второй мировой войне заставляет задуматься о происходящих в мире событиях и об ответственности каждого из нас. Неожиданно сюжетной основой фильма становится пушкинская “Сказка о рыбаке и рыбке". Однако существование хрестоматийного текста в новом историко-культурном контексте позволяет создать новый ассоциативный ряд, таким образом напоминая, что классика бессмертна!

Мне посчастливилось познакомиться с Максимом Борисовичем Волохом, который и представлял картину на кинофестивале, поговорить с ним о фильме и фестивале и, конечно же, о Мальте'.

- Максим, Вы известный оператор, участвовали в съемках сериалов “Улицы разбитых фонарей", “Дорожный патруль", “Мастер и Маргарита" и многих других. По профессии Вы режиссер. Почему же Вы отдаёте предпочтение работе оператора?

- Да, я закончил Академию театрального искусства по специальности “режиссура”. Но я никогда не ставил цели работать режиссером, потому что как оператор работал с мастерами - например, Юрием Маминым, Владимиром Бортко, - которые намного сильнее меня как режиссера. Я сознавал масштаб их личностей. Как оператор я ощущаю  в себе большой ресурс, а режиссерское образование помогает мне понять, о чем говорит режиссер. Философ Витгенштейн считал (и я с ним согласен), что мы живем в вербализованном мире. Так что режиссерское образование помогает мне превращать вербальное в визуальные образы.

- KinemastikInternationalShortFilmFestival проходил на Мальте в этом году уже в 12 раз, на нем было представлено 40 фильмов и режиссеров более чем из 25 стран. Каковы Ваши впечатления от фестиваля ?

- Для низкобюджетного кинофестиваля здесь прекрасная организация. Что мне особенно понравилось - это публика! Если у нас в России в основном в кино ходят пожилые люди и студенты, то здесь много молодежи, особенно тридцатилетних. Еще очень импонирует, что мальтийцы доброжелательны и сидят до конца - не то что в России, где зрители не стесняются уходить со скучного фильма.

С чем бы я сравнил фестиваль Kinemastik? Наверное, с недорогим белым мальтийским вином, которое мне очень нравится! Все очень непритязательно, с кислинкой, но столько легкости во всем! Здесь я ощущаю то, что в России мы, к сожалению, утрачиваем, а именно - безалаберную свободу, когда делаешь то, что хочешь, и это совпадает с тем, что интересно. Kinemastik не ярмарка тщеславия,  это, скорее, отдушина в кинематографе,  здесь можно в приятной обстановке* посмотреть фильмы, которые еще не выложили в Интернет, потому что они еще будут участвовать в мейджорах  и категориях.

(Примечание . Kinemastik проходил в MsidaBastionGardenofRest, старинном протестанском кладбище. Одним  из лучших фильмов, представленных на фестивале, был “Accidents, blunders & calamities" в жанре “черного юмора", что очень соответствовало готической обстановке фестиваля. У  маленьких зрителей даже появилось развлечение - поиски привидений на ночном кладбище!)

- В фильме “TriumhpofTheSpinelessness" есть обращение к теме Второй мировой войны, что особенно актуально в контексте происходящих в мире событий. Как возник замысел фильма? Почему основой сценария стала именно пушкинская “Сказка о рыбаке и рыбке"?

- Этот фильм был снят моим сыном Борисом Волохом в 19 лет, на третьем курсе института. Курс истории у них преподавали прекрасные педагоги, позволившие Борису по-новому взглянуть на историю ХХ века. Однажды он спросил меня: “А тебе не кажется, что народ нацистской Германии похож на глупую женщину, которой все мало? Получила Германия Саар, Судеты, присоединила Польшу, Данию, Бельгию, Францию… и этого мало! Она пошла еще дальше, туда куда Бисмарк предупреждал не ходить никогда, ни при каких обстоятельствах ..."

У Бори в тот период времени были еще и сложные отношения с девушкой. Штука в том, что замысел родился из бытовой истории, что женщине все мало, но это оказалось созвучно исторической трагедии! Весь фильм построен на английской хронике, которую не показывали в России, даже кадры бомбежки Ленинграда, и только хроника немецких парадов - это привет от Лени Рифеншталь. Потом архивные кадры были смикшированы с кадрами драматической истории, снятыми под документальное кино, поэтому черно-белая эстетика стала определяющей в фильме. Именно благодаря  ей стало возможно знаковое заимствование из “Броненосца “Потёмкин" (1925) Сергея Эйзенштейна, когда деталь, окрашенная в красный цвет, приобретает значение образа-символа. В нашем фильме это красные губы Старухи, окровавленные руки героя, озеро крови в финале.

- Так как темой нашей беседы стал фестиваль короткометражных фильмов, то поясните, чем отличается короткий метр от полного?

- В кинематографе мы работаем этюдным методом. Любой фильм в целом имеет строение драматического произведения. Этюд - это событие, имеющее строение драматического произведения: исходное событие, начальное, перипетия, кульминация, финал. Короткометражный фильм, в среднем, состоит из 3 - 7 этюдов, а полнометражный - от 15 до 45. Короткометражный фильм легче смотреть и снимать, а по факту получаешь произведение такой же силы, как полнометражный. Многие известные режиссеры обращаются к короткому метру и создавают альманахи - Френсис Коппола, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе и другие.

- Вы второй раз на Мальте. В 2011 году принимали участие в съемках фильма “Иуда" Андрея Богатырёва. (Фильм оказался счастливым для журнала “Моя Мальта”, подарив много интересных встреч с людьми , которые его делали - Татьяной Воронецкой, Марией Эль, Александром Телиным). У Вас большие творческие планы, связанные с островом. Ваши впечатления от Мальты?

- Это волшебный пиратский остров, но живут здесь не ужасные и злые “джентльмены удачи”, а сказочные и добрые, эдакие веселые накопители! Достоинство любого острова в том, что он замкнутый, и люди, живущие на ограниченном пространстве, обязаны сосуществовать и постоянно учитывать интересы друг друга. Они вежливы, потому что думают о будущем. Это люди, которых с младых ногтей приучают уважать друг друга.

- И последний вопрос:  Ваши пожелания читателям “Моей Мальты"?

- Пожелание очень простое: будьте частью того мира, в котором живете, и Вы будете счастливы с этим миром!

 

Главная » Статьи » В кругу друзей » Максим Волох: “Мальта - волшебный остров добрых пиратов” ("Моя Мальта" № 66 - Осень 2016)