Александр Телин: «Мальта позволяет человеку быть самим собой»

Александр Телин: «Мальта позволяет человеку быть самим собой»

Беседовала Татьяна Сазонова
Для людей артистического склада характерна склонность к перемене мест: новые города и страны привносят в творчество иной духовный импульс, дарят новую тематику и стилистику. Именно об этом мне захотелось поговорить с известным московским художником Александром Владимировичем телиным, который несколько лет назад выбрал местом своего проживания Мальту, маленькую средиземноморскую страну, которая стала его большой любовью. Мы уже беседовали с ним на страницах нашего журнала (см. выпуск «Моей Мальты» за май 2013 года), а в этот раз поводом для встречи стала персональная выставка художника «Deep Pictorial Art», которая проходила в ноябре в Палаццо-де-ла-Салль (Malta Society of Arts) в Валлетте.
Александр, на Вашей выставке представлено более 40 работ. основную часть составляет «Мальтийская коллекция», посвященная прекрасному острову и людям, живущим здесь, но есть работы и московского периода. Мы таким образом говорим о путешествии, в которое Вы приглашаете зрителей?


– Во-первых, очень благодарен Вам за возможность общения со зрителем на страницах вашего прекрасного журнала! Что касается моей выставки, то само название – «Погружение в живопись» – можно трактовать как путешествие в мир живописи, а присутствие двух ранних работ может стать отправной точкой для такого рода странствия.
«Гололед» – одна из первых моих работ, написанная на последних курсах института (Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова), множество раз участвовавшая на выставках различного уровня. А вот «Зверинец», хоть и написан давно, имеет менее длинный послужной список. По этим двум скромным вещам можно судить, с чего начиналась моя творческая деятельность.
В Ваших работах, созданных нам Мальте, усилилась звучность цвета и стало как будто больше воздуха, как отмечают критики. Картины в большей степени мифологически окрашены. такова уж атмосфера острова с его уникальными культурно-историческими традициями. Например, работа «Tattoo», где современные юноша и девушка с татуировками и яблоком в руке возвращают нас к мифу об Адаме и Еве. Или работа, посвященная Вашей прекрасной супруге Марии Эль, где она напоминает античную менаду на празднике Диониса, а не участницу современной вечеринки…

– Несомненно, пребывание на острове влияет на мировоззрение и творчество. Я заметил, что Мальта способствует раскрытию творческого потенциала. И моя предрасположенность к иносказательности проявилась в «Мальтийской серии» в полной мере, что и повлияло на цвет, свет и композиционные решения. Систему символов в моих работах Вы точно расшифровали.
Ваша трактовка «Тату» абсолютно верна, это вечное новое, выраженное через хорошо забытое старое. Неслучайна популярность татуировок в современном виртуально-цифровом мире... замените мысленно яблоко гаджетом – например, фирмы Apple... чувствуете, как интрига усиливается? (Работа выставлялась на Florens Biennale в октябре этого года).
Центральное место на выставке занимает своеoбразный триптих. расскажите, пожалуйста, об этих работах.
– Мальта одаривает нас замечательными местами, вызывая определенные ассоциации. Так появилась адресная серия из трех картин: «Орхидея Портомаса» (Портрет Эмилии Радовой), «Villa Rosa» (Портрет Марии Эль) и «Villa Guardamangia» – двойной портрет царственных особ. И если две первых созданы чисто на ассоциативном ряде, то в основе третьей – реальные исторические события и удивительные судьбы принцессы Елизаветы и принца Филиппа. Сознавая щепетильность темы, мы проинформировали секретариат Ее Величества о намерении выставить и опубликовать «Villa Guardamangia» и получили одобрение.
На выставке представлены работы на детскую тему – «Маша и медведь», «Портрет маленького Дракулы», «Замок из песка». Как Вы сами заметили, Вашим картинам удивительным образом «подыграла» скульптурная композиция «Гавроши» знаменитого мальтийского мастера Антонио Шортино (выставлена в Палаццо-де-ла-Салль). Поделитесь впечатлениями от атмосферы выставочного зала?
– Достаточно сложно выйти на детскую тему, если это не заказ. Я открыл для себя детский портрет благодаря своему увлечению «Русским провинциальным портретом XIX века». Очарованный искусством часто неизвестных художников, я продолжаю эту традицию через призму современности.
А вот что касается выставочного зала (внутренний дворик Палаццо), то на моем опыте это одно из лучших мест для демонстрации живописи: прекрасный дневной и мистический вечерний свет, классная фактура мальтийского камня, благожелательное отношение и, конечно, потрясающие работы мальтийских художников.
Картина «Московские окна» завораживает не только мастерством, но и помогает нам, зрителям, увидеть обычное в необычном освещении. работа была высоко оценена на London Art Biennale в январе этого года. Поделитесь, пожалуйста, историей создания!
– Работа первоначально называлась «Теплый Стан», но поскольку название спального района Москвы не совсем понятно для зарубежного зрителя, то картину переименовали в «Московские окна».
Картина получила две награды и была отобрана жюри для Florence Art Biennale от Англо-Итальянской Академии Искусств. Приятно, когда твоя работа находит отклик, и этого говорит о том, что у всех – и зарубежного зрителя, и международного жюри в данном случае – одинаковые человеческие ценности, мы можем общаться на одном языке благодаря искусству. Я почувствовал, что, двигаясь от индивидуального к общечеловеческому, я на правильном пути!

Вы продолжаете работать над своей «Мальтийской коллекцией», и сейчас в ней уже больше 20 картин. согласитесь, что символом ее стала работа «С Ангелом», и у нее наверняка есть своя история?
– Мы возвращались с Машей со съемок, очень уставшие, замороченные. И вдруг она говорит: «Смотри, они с Ангелом!» Действительно, ребята с ангелом на машине! И ощущение работы сразу родилось. У нас всех есть ангелы, но мы их не видим, они незримы. А на Мальте это становится реальностью, образ визуализируется. Это очень символично, ведь эти ребята – пожилой и молодой – одна семья, и когда-то старик был юным и возил этого ангела со своим отцом!

Рассматривая Ваши чудесные картины, мы совершили необыкновенное путешествие – Мальта, Москва, Кельн, Сарасота, Лондон, Индия, Кьянчано, Флоренция и снова Мальта! Своего рода фантастический пространственно-временной континуум, где переплетаются города и страны, время историческое со временем личным. Я знаю, что Вы очень комфортно чувствуете себя на этом острове, много и плодотворно работаете: только за последний год участие в трех Международных биеннале, где Ваши работы получили заслуженные награды. поэтому итоговый вопрос – «Чем для Вас стала Мальта?»

– Мальта для меня – понятие общеобъемлющее. Для меня как для художника это мастерская, студия. Это место, где происходит открытие энергии для искусства. Особенность острова в том, что люди, живущие здесь, создают атмосферу уюта и гостеприимства. Он также не подавляет своей красотой, историей и культурой, а позволяет личности каждого человека, художника, проявиться (это я знаю не только по себе), в большей мере способствует возможности быть самим собой и часто сделать то, о чем мечтал всю жизнь. Спасибо Мальте и мальтийцам за это!
Well-known Moscow artist Alexander Telin who currently resides in Malta, speaks about his Maltese experience and the new series of works.

 

Главная » Статьи » В кругу друзей » Александр Телин: «Мальта позволяет человеку быть самим собой»