Гор Чахал: «Тем, кто ищет гармонии и равновесия, советую воцерковиться»

ggggoooorrrБеседовала Анастасия Лесникова
В ноябре 2015 года на Мальте началось одно из самых интересных и необычных культурных мероприятий в стране – Биеннале современного искусства, которое продлится до 7 января 2016 года.
Впервые произведения художников из разных стран выставлены не только в музеях, но и в главном храме страны – Кафедральном соборе св. Павла в городе Мдина. В этом году тема биеннале – «Христианство, Духовность и Иное», где под «Иным» подразумевается вера и отсутствие веры, убеждения и неверие агностиков, атеистов и политеистов.
Традиции проведения биеннале в Мдине уходят в 90-е, но впервые за все эти годы мероприятие вышло на международный уровень. В нем приняли участие и художники из России, в частности, выставлены работы наиболее яркого представителя современного христоцентричного искусства – Гора Чахала. Одна из его знаменитых работ, «Snow Pyramid – Пирамида снов» (в названии использованы игра слов и перевода), украшает переднюю стенку одного из алтарей собора св. Павла. Пирамида из зеркальных подушек в чистом поле символизирует христианское представление о смерти как о временном упокоении.
Гор Чахал провел на Мальте несколько дней и любезно согласился ответить на вопросы «Моей Мальты».
Ваше творчество тесно связано с христианством. Какое впечатление остается о Мальте как о стране, где римско-католическое христианство играет огромную роль в жизни местного населения?
– Меня очень впечатлили храмы, полные верующих на службах в будние дни. Много мужчин, молодежи. Нигде такого не видел. Это прекрасно. И очень понравилось, что храмы мальтийцы тра- диционно строили как бы «на вырост». В совсем небольших поселках стоят огромные величественные соборы, способные легко вместить жителей нескольких таких поселков одновременно. Каждый раз наш гид смешно называла их «приходскими церквями», чуть ли не церквушками.


Памятников религиозного наследия на Мальте огромное множество, одних церквей столько же, сколько дней в году, однако в последние пять лет мальтийцы ввели в свое законодательство и разводы, и однополые браки... Это прогресс или регресс для некогда крайне религиозного общества?
– Не мне судить мальтийцев. У нас не принято ходить со своим уставом в чужой монастырь. Хотя, должен признать, термин «брак» для однополых союзов кажется мне неуместным. Лучше использовать какое-то другое слово. Брак – исторически определенный термин, означающий союз мужа и жены, освященный Божественным Таинством.
На биеннале Вы представили свои работы в разных жанрах. Они настолько разнообразны, что даже сложно представить, что все они выполнены одним человеком. Какую из них вы считаете для себя наиболее близкой, какая передает Ваше внутреннее «Я» наиболее полно?
– Я давно потерял интерес к моностилистическим высказываниям. Они оправданны в ситуации развитого художественного рынка, когда художнику для достижения успеха требуется узнаваемость, чтобы его заметили среди множества других. У нас в России художественного рынка нет, поэтому нет и проблемы продвижения «товара» на рынок. Я и без того достаточно известен.
Мне интересны полифонические, полистилистические высказывания. Они создают многозначную, сложносочиненную, высоко насыщенную атмосферу, «умный воздух», как я это называю. Такие экспозиции я стараюсь делать всегда.
Что касается любимой работы на этой выставке, то это, наверно, мультимедийная инсталляция «Имя Бога». Работа 2003 года, но для Мальты я сделал ее вариант на латыни. Попытка изображения невыразимого мета-имени Бога через собирание всех именований Божиих, используемых в книгах Библии. Имя это невозможно прочитать или произнести, можно лишь увидеть, как образ вербального пространства Бога-Слова. По святоотеческому преданию, Имя Бога есть ключ, открывающий двери Царствия Небесного. Поскольку композиция из именований Божиих в этой визуально-поэтической инсталляции постоянно меняется в реальном времени, никогда не повторяясь, то каждый раз, сколько я бы не демонстрировал ее, она всегда новая.
Ваше первое образование – инженер-математик (Гор Чахал закончил с отличием кафедру Прикладной математики в МИФИ – прим. авт.), повлияло ли это на ваше мировозрение, на вашу творческую жизнь?
– Безусловно. Вообще, математическое образование довольно сильно структурирует мозг, способствует ясности мысли и целеполагания. Потом нас учили системному анализу, что очень помогает оринтироваться в стремительно усложняющемся мире. Благодаря знакомству с компьютерами еще со школы я легко перешел к новым технологиям в искусстве и стал одним из первых мультимедийных художников в России, в то время как художники, получившие у нас традиционное образование, до сих пор еще с недоверием относятся к компьютерам и всему, что с ними связано.
Бытует мнение, что современный мир живет в постхристианское время, когда материя взяла верх над духом. разделяете ли Вы эту точку зрения? Как в современном мире найти необходимое равновесие, гармонию, проявление божественного верующему человеку?
– Пока мир действительно существует в постхристианском времени. Достаточно сказать, что в Европе сейчас лишь около 4% произведений искусства посвящены религиозной тематике. Традиционные религии за двести лет новейшей истории практически полностью оттеснены на переферию культурного пространства. Их место заняло светское искусство, превратившееся в некое подобие религии в секуляризованных формах. Однако сейчас на смену постхристианства приходит идея постсекулярности. А оттуда и до новой религиозности уже недалеко. Думаю, ИГИЛ и массовая миграция Европе помогут с этим. Если Европа надеется отстоять свою культурную идентичность в агрессивном исламистском окружении, она вернется к свои корням, к Христианству. Не думаю, что у нее есть другой выбор.
Тем же, кто ищет гармонии и равновесия, советую идти в церковь. Воцерковиться, как у нас говорят. Только регулярная духовная практика дает ощущение гармонии и равновесия, «тренирует» и воспитывает умные чувства в человеке, позволяет ему ощущать незаметные другим Божественные проявления в повседневной жизни. Впрочем, кому я это говорю, ведь, насколько я знаю, на Мальте 85% населения – христиане?
Gor Chahal, a well-known Russian Christian-oriented painter whose works are exhibited at the Mdina Biennale, shares his opinion on Christianity, modern arts and religious choice of Europe.